Культура Екатеринбурга
Интервью с автором исторических детективов

https://культура.екатеринбург.рф/common_content/item/book_post/565

Николай Свечин: «Надо передать цвет, вкус и запах времени так, как я его понимаю‎»Интервью с автором исторических детективов

Наиболее известная серия книг Николая Свечина – исторические детективы о сыщике Алексее Лыкове, который расследует преступления в разных точках дореволюционной России.

Николай Викторович фактически ходит тропами своего героя. Мы застали писателя в Екатеринбурге, когда он собирал материал для следующей книги. Это разговор о работе с историческим контекстом, жанре детектива, призвании и, конечно, о нашем городе.

Интервью: Алена Попова– Николай Викторович, расскажите о книге, над которой сейчас работаете.

– Это будет уже 32-ая книга в серии о сыщике Лыкове. Он приедет в Екатеринбург в августе 1913-го, чтобы в служебной командировке расследовать забытые преступления времен Первой русской революции (1905–1907). Книга выйдет в издательстве ЭКСМО в феврале 2023 года. Называться она будет «‎Уральское эхо»: эхо преступлений, хвосты старых кровавых дел, несведенные счеты

– Как вы работаете с историческим материалом? Как собираете и обрабатываете его?

– Я придумываю сюжет книги и накладываю его на исторические реалии – фоновая картина должна быть настоящей. А потом затираю швы, чтобы читатель не понял, где выдумка, а где правда. Для меня важно, чтобы «‎задник» был детально проработан с исторической точки зрения. Поэтому я приезжаю в каждый город, о котором пишу, хожу по улицам, смотрю локации, сижу в архиве, читаю старые газеты того времени и документы полиции, общаюсь с краеведами. Когда книга написана, мне нужен специалист, историк, краевед, который вычитает рукопись на предмет фактологических ошибок. Вымысел тоже должен быть правдоподобен – я пишу только то, что могло бы произойти в действительности, иначе это будет уже не вымысел, а вранье. Писать о событиях того периода, в котором никто из нас не жил, – сложно, но интересно. Надо передать цвет, вкус и запах времени так, как я его понимаю.

– А какой у вас план работы над книгой?

– Есть три фазы. Первая – я добываю карту города того времени, вешаю на пробковую стенку. Смотрю на нее каждый день, представляю, какими дорогами Лыков пойдет. То есть я осваиваю город как целое, я его должен понимать. Дальше изучаю исторические материалы, приезжаю в город сам. Вторая стадия – пишу текст, и тогда работаю по 11-12 часов в день. Мне это все в кайф. Третья фаза – работа над рукописью. «‎Сырые» книги читают несколько человек. Первым всегда читает мой друг Стас. Он прочитывает за день, потом звонит, и говорит, к примеру: «‎Ну, это не совсем провал». Или: «Сойдет»… Дальше текст проверяют на предмет исторических ошибок мои коллеги, авторы исторических детективов Валерий Введенский и Иван Погонин. Следующим читает редактор, и я отрабатываю редактуру.

– Почему местом действия для новой книги вы выбрали Екатеринбург?

– Мой герой ездит только в интересные города. Я получаю массу писем: «‎Пусть Лыков приедет в Саратов, в Самару» – куда только ни зовут. Но Лыкову нечего делать в Саратове, ему там было бы скучно. А в Екатеринбурге, несмотря на то, что это уездный город, пульсация жизни была достойна исторических детективов. Не каждый город, даже губернский, даст такой фон.Екатеринбург являлся транзитным центром – здесь сходились четыре железные дороги. У вас была богатая городская Дума, она построила очень дорогой театр вместо системы канализации – довольно интересное решение. Поблизости располагались золотые прииски, город был богатым. У вас была развитая промышленность, большие заводы. Соответственно, была сильная пролетарская компонента со всеми вытекающими последствиями. Кстати будет напомнить, что преступлений среди пролетариата было в 19 раз больше, чем среди крестьянства.

– Где в Екатеринбурге вы уже побывали? Что изучили? 

– Артем Беркович провел мне экскурсии по центральной части города и подсказал несколько исторических книг. Еще я был в областном архиве, но оказалось, что там нет архива городского управления полиции, начиная с 1862 года. Я бывал в 15 архивах в разных городах России, и впервые с таким сталкиваюсь. К сожалению, не нашел и специалиста по истории криминального Екатеринбурга. 

– Есть ли какая-то красная нить в серии об Алексее Лыкове, помимо его собственной судьбы? 

– Год назад я понял, что это не просто серия об уголовном сыщике, а сага о крушении Российской империи, увиденная глазами одного человека. Я хочу описать, как империя занималась самоуничтожением, пока не свалилась в пропасть. Были люди, сыщики, бандиты, обыватели – была какая-то жизнь, а потом она раз, и кончилась. Я хочу описать ее как жизнь той страны, которая одномоментно рассыпалась. 

– Чем закончится история Лыкова, и о ком вы будете писать после?

– Лыков умрет в эмиграции в Париже. Но у него есть два сына, они военные разведчики: один в Красной армии, другой – в Белой. Так что я могу перейти потом в жанр шпионского романа. О самом начале 20-х годов никто почти не говорил, у меня есть шанс по этой целине пройти, попытаться сказать что-то новое. О чекистах я писать точно не буду, а о военных разведчиках готов – их история не такая кровавая, как у ИНО ОГПУ, более моральная. В 20-е у Разведупра были интересные операции против Польши, Германии.

– А как вы описываете приближение Революции?

– Это моя проблема. По моим сюжетам 1917-й становится все ближе и ближе. Все мои герои обречены – или на смерть, или на изгнание. И я об этом знаю. Но если стану писать в минорном тоне, читателю будет не интересно. Должно быть что-то жизнеутверждающее, нужно выбрать правильную интонацию. Но я еще не понял, как это сделать. 

– Почему вы выбрали именно художественный жанр, а не, допустим, нон-фикшн?

– Нон-фикшн у меня тоже есть – книга «‎Повседневная жизнь Петербургской сыскной полиции», которую мы написали втроем с Валерием Введенским и Иваном Погониным. В принципе, я мог бы и больше работать в этом жанре. Но исторический детектив – способ рассказать об истории менее механически и более эмоционально. 

– Вы считаете жанр детектива актуальным? Бывает ли вообще для жанра свое время?

– Детективы – чтиво развлекательное. С одной стороны, это второсортный жанр, с другой – у людей есть на него спрос. Я развлекаю людей, но при этом могу предложить им свою идеологию, свое видение истории, свою трактовку событий. Личную, самодельную. В книгах я пытаюсь понять, почему Россия развивается именно так. Мы проехали все станции, где наша страна могла стать демократической, либеральной. Где были точки бифуркации? Почему мы проскочили мимо? Конечно, я рассуждаю, как дилетант. И книги мои интересны только тем, кому интересна история. Надо сказать спасибо Борису Акунину за то, что он вспахал целину исторического детектива и привил читателям любовь к этому поджанру. 

– Артем Беркович говорил, что самая большая сложность исторических литературных текстов – это язык героев, их диалоги, жаргон. На каком «‎языке» вы пишите?

– Если бы я писал так, как говорили люди в конце XIX-го и начале XX веков, современный читатель меня бы не понял. В чистом виде те обороты раздражали бы его. Я изучаю художественную литературу, очерки, дневники и мемуары того периода – Бунина, Горького, Алданова, генералов и обывателей – и что-то беру из их лексики, но дозированно. Мне нужно передать запах времени, но так, чтобы это не мешало читателю воспринимать текст.

– А хотели бы вы сами жить в том времени, о котором пишете? Чем то время лучше или хуже сегодняшнего дня? Чем та Россия интересней?

– Мне там комфортнее, чем здесь. Я с трудом обращаюсь с телефоном, с компьютером – это для меня адский ад. А тогда не было компьютеров, я бы жил и не тужил: телеграф, извозчик – все хорошо. У меня была идея написать рассказ о том, как пять современных людей, я и мои друзья, через машину времени перенеслись в 1902 год, например. У нас есть с собой царские банкноты, мы соответствующе оделись в антикварном магазине. Задача: как можно дольше казаться «‎местными» и не выдать себя. И вопрос, где, когда и на чем мы бы прокололись. Ошибка перенесет обратно в современность. По моим оценкам, я прокололся бы последним, но неминуемо выдал бы себя тоже. Часа через четыре…

– Работа с историческим контекстом – это, с одной стороны, желание что-то откопать, узнать что-то малоизвестное, полузабытое. А с другой стороны, желание увековечивать. Что в своих книгах увековечиваете вы?

– Мне не нравится слово «‎увековечивать». Я бы сказал, что я не увековечиваю, а напоминаю. Революция не случайна. Империя сама себя изжила, она сгнила изнутри. Я напоминаю, какой она была, и почему она самоистребилась.

– Может ли человек, который совсем не знает истории, читать ваши книги и через них изучать события тех лет? Или у исторического детектива есть порог входа?

– Конечно можно, но надо, чтобы человеку это было интересно. И чтобы он не принимал мой взгляд на веру. Самое приятное, когда читатель после моей книги хочет проверить факты и идет сам разбираться. Получается, я подталкиваю его к самообразованию.  – Вы начали писать книги только после 40 лет. Расскажите, как это произошло и как это изменило вашу жизнь?– Я экономист. Раньше работал на оборонном заводе, в Администрации Нижнего Новгорода, в банках – чем только ни занимался. Мои знакомые занимались тем же самым и быстро разбогатели. Я все думал, почему так, я же не глупее их, а неуспешен. А потом осознал, что они занимались своим делом, а я – чужим.Первая книга как-то мгновенно вылилась из меня – я даже не понял, что это было. Но я любил историю с детства, и, видимо, эта любовь копилась во мне годами, а потом вышла пульсаром. Я случайно угадал с жанром, выбрав детектив – оружие массового поражения. Но первую книгу два года не брали издательства, деньги на публикацию позже дал брат, успешный бизнесмен, – 100 тысяч рублей. Тогда это были серьезные деньги! Дальше я написал вторую книгу, третью. Сначала их читали родственники, друзья, знакомые, потом знакомые знакомых – книги разошлись, как круги по воде. Затем меня заметили в Москве, и в результате увлечение сделалось профессией.Когда я начал писать, жизнь разделилась на «‎до» и «‎после». «‎До» – тоже была интересная хорошая жизнь, но все-таки человеку надо делать то, для чего он предназначен. Получается, я нашел себя только после 40 лет. Сейчас я, вероятно, счастлив: занимаюсь любимым делом с утра до вечера, и мне за это еще и деньги платят.

© Культура Екатеринбурга - афиша, новости, репортажи